Идеальный пациент


20.10.2020

Часто вижу обсуждения качеств хорошего врача, но как быть с оценкой пациента? Каков он – идеальный пациент? Ожидания врачей и реальность. И как примирить ожидания с реальностью.

Идеальный пациент никогда не пропустит назначенный приём. Если он записан к врачу, то обязательно придёт. Он понимает, что кто-то ещё может ждать приём, и неявка одного приводит к потере возможности у другого.

В реальной жизни какой-то процент не явившихся на приём пациентов обязателен. Даже если администратор всех обзвонил и все подтвердили, то иногда кто-то не приходит. Этот текст пишу именно в паузе, когда не пришли по записи, хотя очередь на месяц и регулярно вынужден отказывать желающим записаться.

Идеальный пациент не опаздывает. Не придёт он и слишком рано, не будет создавать «толкучку» в зоне ожидания.

Конечно, опоздания неизбежны. Их можно попробовать свести к минимуму, но убрать до нуля не получится никогда. Случается, что один опоздавший так «сбивает» приём, что страдают другие. Случаются ещё и курьёзы, когда «опозданец» просит скидку, ведь время приёма сократилось.

Идеальный пациент разделяет взгляды доктора.

Реальный человек на приёме может искренне верить в гомеопатию, которую вы считаете лженаукой, или с жаром убеждать, что мексидол – отличный препарат и буквально поставил его на ноги.

Идеальный пациент пришёл точно по вашей специализации.

Хотя у меня на сайте написано, что зависимостями не занимаюсь, ни одной записи в блоге по алкогольным проблемам нет, но всё равно периодически приходят с алкогольной зависимостью и искренне удивляются, когда я говорю, что этим не занимаюсь. Уверен, что врач любой специальности сталкивается с подобными ситуациями.

Идеальный пациент понимает, что с первого назначения не всегда можно подобрать правильное лечение, а побочные эффекты бывают непредсказуемы.

Думаю, претензию «вы назначили, а мне не помогло» слышал любой доктор и не всегда есть понимание, что лечение зачастую предполагает коррекцию дозы, добавления дополнительных препаратов и т.п. И да, это новый визит. И да, если это платная клиника, то он оплачивается.

Список можно продолжать дальше, но, думаю, уже понятно, что идеальных пациентов не существует. Как и идеальных врачей. Я нередко сталкиваюсь в блогах врачей описание того, какие печальные эмоции принёс сегодняшний день (не пришёл пациент, из-за опоздания нарушился график, скептически отнеслись к назначениям, хотя они полностью соответствуют современным подходам и т.п.)

Что я могу посоветовать? Примите несовершенство нашего мира. Идеального не существует – это непреложный факт. Принятие не означает равнодушия и безразличия. Вы имеете полное право обозначать условия своей работы. Отстаивайте свои личные границы. Можете отказывать в приёме заметно опоздавшим или не записывать повторно тех, кто не явился без предупреждения и без уважительной причины.

Вопрос не в достижении идеала, но в стремлении к качеству. Как со стороны врача, так и пациента. Мне никогда не нравился чрезмерный паттернализм в медицине (позиция «я врач, я всё знаю, а твоё дело маленькое – слушать умного человека»). Гораздо эффективнее и комфортнее позиция сотрудничества. Но сотрудничество предполагает усилия с обеих сторон. Давайте их прилагать.

Если доктор чрезмерно часто или слишком болезненно реагирует на неизбежные ситуации («не идеальность пациентов»), то стоит задуматься: нет ли признаков профессионального выгорания. Возможно, у вас чрезмерная нагрузка или слишком высокие требования к себе и пациентам. Старайтесь работать так, чтобы получать положительные эмоции от работы и помогать обратившимся к вам. А не явившиеся на приём… потратьте освободившееся время с пользой. Это точно лучше, чем выкладывать печальный пост в инстаграм

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *