Психотерапия обсессивно-компульсивного расстройства


21.01.2020

Некоторые нарушения психики можно убрать таблеткой полностью (как минимум временно). При обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) полного устранения симптомов даже на высоких дозах добиться обычно не удается. Поэтому важнейший компонент лечения ОКР – психотерапия.

При легкой выраженности ОКР порой удается обойтись вообще без таблеток, только психотерапией, при умеренной и тяжелой чаще приходится использовать и то и другое. Для эффективности психотерапии требуется (цитата из рекомендаций WFSBP): специалист по лечению ОКР, сильная мотивация и исполнительность пациента, а также существенные вложения времени.

Психотерапия ОКР весьма непростой процесс. Опишу ключевые моменты и сразу скажу, что чтение принципов терапии никак не может заменить визита к специалисту.

Начальный этап: «информация и уточнение симптомов». Задача – обозначить что такое ОКР, и разобраться что именно «происходит в моей голове». Необходимо научиться четко различать где мои желания, стремления, интересы, а где проявления ОКР и понять, что есть моя личность, а есть мои навязчивости. Плюс без понимания где обсессия (навязчивая мысль), а где компульсия (защитные действия) дальнейшее движение невозможно.

Следующий этап «понимание обсессий и правильное реагирование на них». Любая навязчивая мысль по умолчанию ошибка, сбой мозга. Как минимум, вероятность нежелательного события стремится к нулю, а в голове человека с ОКР такая вероятность – наиболее важное в данный момент. Например, микробы на дверной ручке, конечно, присутствуют, но ощущение грязи и мысли о заражении – иллюзия. Или: ДТП случаются, но мысль «я случайно сбил пешехода» — это обсессия, и она обманывает.

В чем сложность: спорить с этими мыслями и убеждать себя, что они ложны – не работает. Напротив, это превращается в защитные действия, которые только усиливают навязчивости. С одной стороны, надо увидеть, как они обманывают, с другой – не спорить с ними, а разрешить им существовать.

Далее этап «ограничения компульсий». Он является логичным продолжением понимания обсессий. Раз я не верю в мысли, которые являются сбоем работы моих нервных клеток, то я и не буду следовать этим мыслям, не буду защищаться от своих страхов.

Это намного проще сформулировать, чем выполнить. Ваши навязчивости будут сопротивляться и требовать выполнения защитных действий. Плюс при ограничении компульсий неизбежно повышает уровень тревоги, внутреннего напряжения, что усиливает потребность «защититься». Важно понимать, что усиление тревоги ограниченно во времени и не может длиться бесконечно. Постепенно тревога и потребность «защитных действий» уменьшаются. Одновременно с ограничением компульсий проводится возврат к «нормальному», естественному поведению. Убирая ложный путь надо дать и разумное направление.

Последний по времени, но зачастую первый по эффективности подход – «экспозиция и предотвращение». Чтобы «прописать в психике» новые принципы реагирования и погасить навязчивости, надо не бежать от них и защищаться, а, наоборот, двигаться навстречу и преодолевать. Не избегать грязных предметов, а контактировать с ними, не перепроверять бесконечно дверь, а уйти не проверяя.

Психотерапия ОКР довольно сложный, но работающий метод. Находите специалиста, который в этом разбирается и двигайтесь к устранению навязчивостей.

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние комментарии

При виде каждой церкви я крестилась — мне кажется, это тоже компульсия. Я думаю, что любая религия построена на обсессивно-компульсивном механизме. Ты приходишь в церковь с переживанием — обсессией, а тебе предлагают определенное количество ритуалов, чтобы эту обсессию преодолеть. Боишься, что твои родные заболеют, — помолись, выпей святой воды, и все пройдет. Я считаю, что моя вера в бога была не очень искренней — по сути, я просто пыталась придать своим ритуалам общепринятую форму. То есть тогда я не просто гладила стены как ненормальная, а молилась вместе с миллионами людей, поэтому считала, что со мной все в порядке. Еще одна моя большая обсессия — это боязнь заболеть и, как следствие, страсть к чистоте. Я мою руки в каждом заведении, всегда ношу с собой антисептики, а дома протираю вещи хлоргексидином. Частое мытье рук как раз и является наиболее распространенной формой обсессивно-компульсивного расстройства. Болезнь настолько подчинила меня, что я не могу отказаться от ритуалов. Если перед выходом из дома я не дотронусь до всех игрушек и статуэток в квартире, то буду чувствовать панику. Этот процесс обычно занимает 20 минут, и из-за него я часто опаздываю в университет.

Есть вера в Бога, а есть навязчивости (обсессии и компульсии) религиозного содержания. Между ними нет знака равенства. Как есть разумное соблюдение чистоты, а есть навязчивости чистоты. Вы описываете признаки обсессивно-компульсивного расстройства. Следует обратиться к специалисту.