Лечение панического расстройства


21.12.2018

Автор: Прибытков А.А.

Паническое расстройство лечится. И весьма успешно в большинстве случаев. При многих нарушениях со стороны психики становится легче, но часть симптомов остается. Паническое расстройство НЕ из их числа, здесь задача убрать все проявления. Оптимальный вариант – сочетание медикаментов и психотерапии.

Во всех современных рекомендациях по терапии паническое расстройство и агорафобия не разделяются, то есть таблетки и там и там идентичные. В этом нет ничего удивительного, эти состояния – две стороны одной медали.

Начну, пожалуй, от обратного. Что НЕ следует использовать при паническом расстройстве:

— «сосудистые» препараты

— ноотропы

— настойки трав

— корвалол

Всё перечисленное по умолчанию малоэффективно, в случае панического расстройства – бессмысленно. Про тенотен и прочий мусор под названием «гомеопатия» у меня стандартная фраза: гомеопатия — это искусство продать ложку сахара за 100 долларов. Если очень хочется отдать денег за антинаучный многовековой обман, маскирующийся под «лечение» — ваше право, но я против того, чтобы кормить мошенников.

Далее группа препаратов, применяющихся при иных психических нарушениях, но не обнаружившие эффективности при паническом расстройстве. Сюда относятся седативные (успокаивающие) препараты: хлорпротиксен, тиоридазин (сонапакс). Часто назначаются психотерапевтами, но на самом деле не работают при паническом расстройстве. Антигистаминовые (атаракс, тералиджен) в английских рекомендациях (NICE) прямым текстом не рекомендуются. Добавлю осторожно от себя: очень редко, если бензодиазепины (о них ниже) противопоказаны.

Что же реально работает? Антидепрессанты, повышающие уровень серотонина (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС). В России зарегистрированы 6 препаратов этой группы, все обнаружили эффективность при ПР. Конкретный препарат и доза – дело врача. Важно: адекватная длительность, полноценная дозировка.

Вторая группа: бензодиазепины (алпразолам, феназепам, диазепам и др.). В рекомендациях обозначаются как единая группа, может быть выбран любой из них. Важно: НЕ ОСНОВНОЙ препарат. Бензодиазепин быстро устраняет панические атаки, но не рекомендован для длительной терапии.

Обычная схема: антидепрессант на протяжении не менее 6 месяцев и первые 3 недели бензодиазепин. Если к этому добавить психотерапию, то успех очень вероятен.

Психотерапия – важный компонент лечения панического расстройства. Таблетки помогают и во многих случаях устраняют симптомы, но надежный и стойкий эффект без психотерапии затруднителен.

Говоря о психотерапии панического расстройства, я подразумеваю когнитивно-поведенческую терапию. Можно сколько угодно рассуждать о гештальте или психоанализе, вдаваться в дискуссии не вижу смысла, но упомяну, что любое мало-мальски серьезное зарубежное руководство по терапии при паническом расстройстве рассматривает лишь когнитивно-поведенческое направление и только этот подход обнаружил эффективность в исследованиях.

Изложить детали психотерапии вряд ли возможно, но некоторые общие направления упомяну.

Первая проблема, которую необходимо решить – катастрофические мысли, возникающие в момент панической атаки. Вопрос: чего я пугаюсь, когда появляются симптомы (сердцебиение, удушье и т.д.)? Наиболее типичные ответы:

— остановится сердце и я умру

— случится инфаркт, инсульт, «не выдержат сосуды» и я умру

— мне не хватает воздуха, я задохнусь

— я потеряю сознание и упаду

— мне станет плохо, не успеют помочь

— люди увидят, что мне плохо, я опозорюсь

Перечисленные идеи и есть катастрофические мысли. Они все ошибочны. Осознать и принять этот факт – задача психотерапии.

Следующий вопрос – «защитное» поведение. Столкнувшись с панической атакой, и каждый раз умирая в момент паники, человек неизбежно начинает от этих страхов защищаться. Логично, правда? Мне страшно, я защищаюсь: ношу с собой лекарства, стараюсь быть рядом с родственниками, часто измеряю давление и т.д. Но «защиты» разумы лишь при реальной опасности. При паническом расстройстве страхи иллюзорны, а пока человек противостоит своим иллюзиям – они только укрепляются и разрастаются. Избавиться от «защит» и преодолеть ложные страхи – следующий ключевой пункт психотерапии панического расстройства.

Избегание. Если автобус воспринимается как сигнал об опасности, если поход в магазин – пытка, а родительское собрание в школе вызывает ожидание скорой смерти, то все эти ситуации человек активно избегает. Неоднократно консультировал пациентов, которые годами не выходили из дома. Постепенное преодоление этих страхов приведет к нормальной жизни. Психотерапия здесь – ключевой вопрос.

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *