Мои первые панические атаки


22.09.2019

Впервые я увидел (нет, не испытал), что такое паническая атака на первом году ординатуры в 1999 году. Только я тогда не понял, что это паническая атака. Парня лет девятнадцати перевели из отделения кардиологии, куда он прибыл накануне ночью на «скорой» с приступом. Сердцебиение, нехватка воздуха, дрожь и страх смерти. Наутро убедились, что с сердцем всё в порядке и собрались выписать. От этой идеи он пришёл в такой ужас, что врачи решили: без психиатра никак. И попал парнишка даже не в отделение неврозов, а в отделение для тяжелых психических заболеваний.

На следующий день у молодого человека случилось несколько панических атак. Его кошмарный ужас так подействовал на врачей, что быстро собрали консилиум и стали думать, чем он болеет и как лечить.

Теперь о грустном. Это сейчас о панических атаках говорят много, а за два года в ординатуре (обучение узкой специальности после института) я ни разу не услышал про паническое расстройство или про иные тревожные состояния. И тому парню поставили диагноз «тревожная депрессия». Назначили анафранил. Можно сказать, что пальцем в небо, да попали. Препарат может применяться при панических атаках (вторая линия терапии).

Когда начал работать самостоятельно, то стал видеть пациентов с типичными паническими атаками и диагнозами вроде «ипохондрический невроз», «истерический невроз». Я понимал, что это не ипохондрия и не истерия, но не мог разобраться с чем столкнулся. Пожалуй, тогда я впервые осознал, что далеко не всегда информацию можно получить у «старших коллег» и в книжках, которые они могут посоветовать.

Ответ чем болеют эти «странные невротики» я нашел в статье про паническое расстройство и с удивлением узнал, что в славной стране CША диагноз «паническое расстройство» официально используется с 1980 года. За годы обучения мне только и говорили, что раздел «психические расстройства» в МКБ-10 (международной классификации болезней), появившейся в 1990г., никуда не годится и его только в топку. Меж тем, в МКБ-10 паническое расстройство существует, а мне десять лет спустя рассказывали о «неврозах», которые устарели, пока я учился в школе. Далее я понял, что хлорпротиксен, сонапакс и транквилизаторы, которые я видел в назначениях коллег при панических атаках – бессмысленный ход и весь мир использует антидепрессанты СИОЗС. Вас ещё удивляет, что с тех пор и поныне я пользуюсь преимущественно зарубежными данными (статьями, рекомендациями и т.п.)?

Мне кажется, что я был первым в своем регионе (одним из первых – точно), кто стал писать диагноз «паническое расстройство», назначать СИОЗС, а вскоре рассказывать про это на лекциях уже как преподаватель. Это было в начале века.

Но диагноз вегето-сосудистая дистония, за которым очень часто скрываются панические атаки, не сдаётся. Десятки пациентов с паническим расстройством ходят от терапевтов к кардиологам и неврологам с ВСД, и назначают им бессмысленные ноотропы, сосудистые, а то и гомеопатию. Это не всех врачей, конечно, касается, многие прекрасно распознают панические атаки. Но помните, что вегето-сосудистая дистония – мусор. Увидели такой, подумайте о смене доктора.

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *