Послеродовая депрессия. Часть вторая: о причинах и последствиях


04.03.2018

Автор: Прибытков Алексей Александрович

Что такое послеродовая депрессия я рассказал в  предыдущей записи. Теперь немного о причинах и последствиях этого состояния. Откуда оно берется и к чему ведет.

Начну с того, что послеродовая депрессия – относительно «молодой» диагноз, всерьез данная проблема привлекла внимание врачей относительно недавно – в ХХ веке. Но стоит оговориться, что существуют различные нарушения психики в послеродовом периоде и они описаны в разные времена.

Выделяют три основных варианта расстройств психической сферы после родов и, конечно, самый распространенный случай – состояние психического здоровья и радости. Но мы сегодня о проблемах. Первый варианта нарушений — так называемый baby blues (послеродовый блюз, синдром грусти рожениц). Представляет собой неустойчивость настроения, продолжающаяся несколько дней (до недели) после родов. Послеродовый блюз проявляется колебаниями настроения от легкой подавленности до эйфоричности, плаксивостью, нарушением сна и рассматривается как нормальная реакция психики на роды. Явно подавленного настроения при послеродовом блюзе нет, функционирование в этом состоянии не нарушается, оно не мешает женщине вести нормальную жизнь. Ещё раз – это вариант нормы, но всё-таки дамы с подобными проявлениями требуют особого внимания, т.к. в некоторых случаях такие проявления могут быть первыми «зарницами» послеродовой депрессии.

 

Второй вид нарушений — послеродовая депрессия о которой мы, собственно, и говорим. И, наконец, третий вариант — послеродовый психоз: тяжелые психические нарушения, при которых появляются галлюцинации (например, «голоса» людей), болезненные идеи (например, бред преследования), нарушения ориентировки (женщина может не понимать где находится, нарушается восприятие времени).

 

Послеродовые психозы были описаны очень давно. Еще в 460 г. до н.э. Гиппократ описывал «родильную горячку», связывая такое состояние с кровопотерей в родах. Послеродовые психозы настолько яркие психические нарушения, что не заметить их невозможно: человек начинает вести себя совершенно неадекватно, слышит «голоса», считает, что его преследуют, и так далее. Такая картина, конечно, сразу обращает на себя внимание окружающих. Дальше консультация психиатра и активное лечение. Обычно в условиях психиатрической больницы.

 

В Новое время одно из первых описаний послеродовых психических нарушений дает французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль в работе «О душевных болезнях» в 1838 году. 20 лет спустя другой француз, Луи-Виктор Марсе, описал 310 случаев подобных расстройств в книге «Трактат об умопомешательстве у беременных и кормящих женщин». Тем не менее, в упомянутых трудах исследовались именно послеродовые психозы. Надо отметить, что развитию послеродовых психозов способствовали тяжелые осложнения родов, которые были нередки в те времена. С улучшением медицинской помощи частота послеродовых психозов существенно снизилась и в настоящее время составляет не более 1 случая на 10 000 родов.

 

А что же послеродовые депрессии? Неужели до 20 века их не существовало? Может, эта проблема возникла лишь недавно? Я бы ответил на этот вопрос отрицательно. Когда-то давно и онкологических заболеваний почти не было. Человек просто ложился и умирал. То есть вопрос в том, что улучшилась диагностика и врачи стали обращать внимание не только на самые тяжелые и «яркие» заболевания, но и на относительно легкие нарушения.

 

Откуда же берутся послеродовые депрессии? Почему женщина, долго ждавшая ребенка, вместо радости испытывает подавленность, тревогу, упадок сил? Существует три основных фактора: наследственность, психическая травма и соматические (телесные) нарушения. В настоящее время наиболее обоснована так называемая многофакторная гипотеза развития любых депрессий, в том числе послеродовых. В соответствии с данной гипотезой предполагается, что в развитии депрессивного состояния играет роль комбинация упомянутых факторов. Большинство женщин, страдающих послеродовый депрессией, имеют наследственную предрасположенность к депрессивным расстройствам. Кроме того, в послеродовом периоде присутствуют значимые изменения телесной сферы: неизбежно возникает резкая гормональная перестройка, а зачастую имеют место осложнения беременности и родов, которые становятся дополнительной причиной, способствующей формированию депрессии. И, наконец, третий фактор — так называемый психогенный, то, что называется «стрессом» в широком понимании. Это различные психоэмоциональные внешние влияния: развод в период беременности, внутрисемейные проблемы, различные отклонения в здоровье новорожденного.

 

Сколь часто встречается послеродовая депрессия? Часто. И даже очень часто. Если перейти к цифрам, то в послеродовом периоде депрессивные состояния развиваются приблизительно у 10 % женщин (от 8 до 14 %). Много это или мало? На мой взгляд, изрядно много (одна из десяти представительниц прекрасного пола). Для наглядности: когда я учился в школе, у нас был достаточно большой класс – около 40 человек, из них примерно половина – девочки. Несложная калькуляция приводит к тому, что по статистике две мои одноклассницы должны столкнуться с послеродовой депрессией.

 

К сожалению, подавляющее большинство женщин, страдающих послеродовой депрессией, не обращаются к специалистам, помощь получают всего 2-3 %. Это не просто мало, это катастрофически низкая цифра. Да, в качестве ободрения можно отметить, что послеродовая депрессия — это относительно благоприятный вариант нарушений психики и у большинства женщин она и без лечения проходит в среднем за 3-6 месяцев. С другой стороны, на протяжении этих месяцев молодая мама испытывает серьезные сложности, а у 10% женщин послеродовая депрессия затягивается на длительные сроки (год и более). К тому же, независимо от длительности нарушений депрессия мамы может отразиться на ребенке (об этом ниже).

 

Так почему женщины не обращаются за помощью? Причин этому несколько. Начнем с того, что мы с вами все ещё очень мало обсуждаем проблему послеродовых депрессий, поэтому дефицит информации о проблеме явно присутствует. Конечно, в последние годы появилось достаточно много публикаций на эту тему, но большинство мам весьма смутно представляют, что такое послеродовая депрессия (или не представляют вовсе) и столкнувшись со сложностями после родов не понимают своего состояния и не знают, что им делать, куда обратиться за помощью.  Вторая причина — это сама система организация помощи. В период беременности женщину активно наблюдают акушеры-гинекологи, есть определенная периодичность посещения врача, проводятся анализы, исследования и так далее. Но после родов, если осложнений нет, то на третий-пятый день маму с ребенком выписывают из роддома, и дальше женщина, по сути, предоставлена сама себе. Теперь акцент смещается на ребенка: приходят участковый педиатр и патронажная медсестра, малыша наблюдают в детской поликлинике…

 

Невзирая на то, что послеродовая депрессия — частая патология, сейчас в России женщины не проходят никаких обследований на предмет её выявления. Хотя уже давно существуют специально разработанные шкалы (например, Эдинбургская шкала послеродовой депрессии), которые позволяют оценить, есть депрессия в послеродовом периоде или нет. Если бы организовать такие обследования, то можно выявить послеродовые депрессии и своевременно оказать помощь.

 

Помимо того, что общество плохо осведомлено о послеродовой депрессии, а организация профессиональной помощи практически отсутствует, есть еще одна причина. Депрессию характеризуют не только тяжесть и продолжительность подавленного состояния, но и проявление под названием «ангедония» — отсутствие положительных эмоций. Человек не испытывает их независимо от того, что объективно происходит в его жизни. То, что раньше доставляло удовольствие — семья, друзья, хобби — все это перестает радовать.

 

Давайте задумаемся: чего ждет женщина, ставшая мамой? И что ожидают от неё окружающие? Ответ простой: она будет испытывать радость материнства. Но вот ребенок рождается, а у мамы развивается депрессия, и чувство радости так и не приходит. Общаясь с ребенком, она не испытывает никаких положительных эмоций. В такой ситуации у женщины часто возникает мысль, что она — плохая мать. Это приводит к постоянному самообвинению — женщина не осознает имеющихся у неё эмоциональных нарушений, не ищет решения этой проблемы, и зачастую ни с кем не делится своими сложностями. Родственники не понимают, что происходит, и часто воспринимают состояние мамы, как некие капризы, не понимая, что имеют дело с признаками патологии, психическими нарушениями, которые нужно корректировать.

 

К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что матери наших пациенток (ставшие бабушками) реагируют на сложности своих дочерей словами: «А вот я в твои годы…». Далее идет перечисление: «у меня было трое», «я еще и работала, а твой отец учился на вечернем, и мы мучились, но справлялись, и я при этом не хандрила и не рыдала». В результате женщина с послеродовой депрессией вместо поддержки от близких получает лишь критические замечания, что ещё более усугубляет её замкнутость и снижает вероятность обращения за помощью.

 

Итак, причины низкой обращаемости — дефицит информации, слабая организация помощи и психологические сложности («я плохая мама»). Совокупность всех трех проблем приводит к тому, что подавляющее большинство женщин, страдающих послеродовой депрессией, остаются без помощи, хотя и нуждаются в ней.

 

Отражается ли на ребенке послеродовая депрессия матери?

 

Исследования, касающиеся этого вопроса, проводились и в России, и за рубежом, и они однозначно показывают — да, материнская депрессия влияет на развитие ребенка. Дети, чьи матери страдали послеродовой депрессией, могут до некоторой степени отставать в развитии, особенно эмоциональном. Они хуже адаптируются, причем и в дошкольном, и в школьном возрасте. У них медленнее идет интеллектуальное и моторное развитие. Со временем описанные сложности чаще всего компенсируются, но на начальных этапах развитие ребенка может нарушаться. Также в одном исследовании установлено, что в подростковом возрасте выше риск суицида, даже не связанного с депрессией, если у мамы отмечалось депрессивное состояние после родов.

 

Дело в том, что первый год жизни — важнейший период развития ребенка, он постоянно приобретает новые навыки и умения, развивается колоссальными темпами. Но если мать неспособна радоваться, она не может адекватно реагировать на эмоциональные проявления ребенка. Соответственно, нарушается взаимодействие с ребенком, и это может оказать негативное влияние на его развитие. К тому же, эмоциональная взаимосвязь мамы и ребенка формируется с самого его рождения (и даже в период беременности). Если у женщины в послеродовом периоде развиваются депрессивные расстройства, то эмоциональное взаимодействие нарушается и в дальнейшем маме сложнее найти контакт со своим ребенком, даже когда депрессия уже закончилась.

 

Конечно же, изложенное не означает, что обязательно будут серьезные нарушения в развитии, описанные закономерности обнаруживаются в определенном проценте случаев (и этот процент не столь велик). У ребенка больше шансов вырасти здоровым и счастливым, но все-таки по статистике проблемы у детей, чьи матери страдали послеродовой депрессией, отмечаются чаще.

 

И, наконец, послеродовая депрессия негативно отражается на взаимоотношениях женщины с супругом, с другими родственниками, а затянувшееся заболевание может принести проблемы с работой и другие социальные нарушения — хотя это, конечно, встречается нечасто.

 

Таким образом, если после родов появились психологические сложности, подавленное настроение, стойкая бессонница, частые слёзы, отсутствие радости, то не стоит ждать, что «само пройдет». Всё-таки послеродовая депрессия – значимое нарушение, которое отражается на здоровье мамы и ребенка и требует помощи. На вопрос «что делать?» постараюсь ответить в следующей записи.

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *